НПО Геральдика - гербы, памятные медали, сувениры

Услуги

Продажа VIP-сувениров
Разработка гербов
Продажа гравюр на металле
Каталог
Главная
Продукция
Технология

Статьи:
Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов. Часть 1. ...
Городская геральдика в отечественной историографии. Что город — то герб. ...

Цены
Контакты
Офорты, гравюры
E-Mail: heraldry@rus.net

On-line консультация
Консультация по ICQ - Максим 257695345
(921)753-30-02

НПО Геральдика
Добавить в избранное

Заказать герб, копию пистолета, барельефа или коллекцию медалей!




при заказе сувенирной продукции на сайте - скидка 5%

Городская геральдика в отечественной историографии. Начало печатной истории геральдики России.

Оглавление:
Городская геральдика в отечественной историографии. Что город — то герб.
Городская геральдика в отечественной историографии. Геральдист граф Франциск Санти - истоки российской геральдики.
Городская геральдика в отечественной историографии. Начало печатной истории.


Если Санти не оставил печатных трудов по геральдике несмотря на активную работу по составлению гербов, то другой иностранец - Иоганн Симон Бекенштейн, который значительно уступал графу и в геральдических знаниях и в практике герботворчества, издал в России книгу, посвященную этой редкой науке. Книга называется "Краткое введение в геральдику и в искусство составления гербов" (на нем.яз.). Напечатана она в Санкт-Петербурге в 1731 г., представляет собой библиографическую редкость, как, впрочем, и все другие книги по геральдике вплоть до настоящего времени.

И. С. Бекенштейн, "разных прав дохтур" из Кенигсберга, приехал подобно многим другим иностранным ученым работать по контракту в только что открытую Российскую Академию наук в качестве профессора юриспруденции. Специалист по римскому праву, он значительно расширил свой курс, предполагая читать: "Натуральное право; права общие Германской или Немецкой империи; описание, как. в судах обыкновенно поступать; ...имел тщание и о лифлянских и эстлянских правах показание чинить..."" О российском же праве ему было "весьма неизвестно". Однако незнание русской правовой специфики, оторванность преподаваемой им науки от реальной действительности крайне сузили круг его слушателей. Тогда профессор-юрист расширил тематику лекций, стал преподавать вспомогательные исторические дисциплины": "показание о ландкартах", "показание о настоящем употреблении курантов или ведомостей", "показание о герольдии, или описание гербов". Однако несмотря на лестный отзыв о Бекенштейне известного историка Г.Ф.Миллера: "Бекенштейн был бы очень прилежный и полезный преподаватель, если бы только у него были слушатели", дела на преподавательском поприще у приезжего юриста были неважными. Особенно его удручало, что "из российской нации" у него "в обучении никого не бывало", так что в конце концов Бекенштейн пришел к печальному выводу: в России от него "малая происходить может польза".

Хотя по собственному признанию профессора, он "никогда особливого старания в герольдике не имел и никогда профессором геральдики не бывал", в конце 1720 — начале 1730-х гг. Бекенштейн считался главным консультантом по эмблемам и гербам: принимал участие в подготовке торжественных иллюминаций, давал рекомендации по поводу изображений символических фигур, украсивших здание Академии наук, составил рисунки нескольких печатей, а также участвовал в создании знамен морских и сухопутных полков. Последним он должен был составить гербы тех городов, где они расквартировывались. Сохранившаяся в архиве справка — "мнение" Бекенштейна содержит описание нескольких десятков предлагаемых им изображений гербов. На полях "мнения" имеются рисунки, выполненные черными чернилами, цвета и металлы обозначены штриховкой.

Одновременно И.С.Бекенштейн в течение нескольких лет работал над книгой по геральдике. Отдельные ее части он зачитывал на академических собраниях. В конце концов вышеназванная книга вышла в свет. В ней представлена теория геральдики по типу аналогичных трудов, в большом количестве появлявшихся в различных странах Западной Европы. В форме вопросов и ответов излагаются сведения о дворянских гербах, несколько десятков таблиц со штриховыми рисунками гербов, много внимания уделено описанию составных частей герба, формам щита, изображаемым на щите фигурам, геральдическим цветам и проч.

В книге нет каких-либо данных по российской геральдике. Однако Бекенштейн намеревался подобные данные "разыскать". Перед выпуском книги из канцелярии Академии наук сообщали президенту: "У нас будет скоро готова геральдика. Дело останавливается только за государственным и провинциальными гербами, которые, по мнению Бекенштейна, должны быть непременно в подобном сочинении ...через это книга сделалась бы значительнее и заманчивее".

Свой след в городском герботворчестве России Бекенштейн оставил не только в виде рукописного "мнения" и рисунков гербов для знамен слободских полков, но и попыткой создать герб для новозаложенного города Оренбурга. К этой работе его, по-видимому, привлек руководитель Оренбургской экспедиции И.К.Кирилов, который одним из первых получил книгу Бекенштейна, поручил ему создать магистратскую печать для нового города.

Кирилов еще до основания нового города на границе Башкирии и казахских степей, еще до того, как город получил имя, заботился о его гербе. Как обер-секретарь Сената и как автор выдающегося труда "Цветущее состояние Всероссийского государства", для которого он пользовался сведениями о городах, присылаемыми в Герольдмейстерскую контору, Кирилов, без сомнения, знал о работе Санти по городскому герботво'рчеств'у. Вероятно, в какой-то мере являлся и единомышленником бывшего товарища герольдмейстера, ибо приложил много усилий к оформлению ранее незнакомых российским.городам привилегий — магистратской печати, герба города.

"Проект герба для нового города (Орска)" опубликован среди других указов, касающихся Оренбургской экспедиции, только в начале XX в.14 При нем приложены рисунки предлагаемых для города гербов и их описание. Если сравнить стиль "проекта" и "мнения", а также выполненные черными чернилами штриховые рисунки гербов, приложенные к тому и другому документу, манеру их исполнения в книге Бекенштейна, то становится понятным, что и документы и рисунки принадлежат одному человеку.

"Проект", видимо, составлялся еще до определения названия и окончательного выбора места заложения нового города. Автор предпослал предлагаемым вариантам герба своеобразную объяснительную записку: "Обыкновенно новым городам, ежели они ничем еще не прославились, особливые гербы не даютца, но сие временно останетца, дабы увидеть, как они в славу приходить станут и в чем они наипаче знатны учинятца; токожде, чтоб государю потом еще всегда можно было новыми жалованьями герб умножить, того ради в оный сначала так многие фигуры не вносятся, но щит иногда однеми только цветами разделяется так, например, монощит золотом и черною краскою, яко государственными цветами, разделить, понеже тамошние жители, для их веры, фигур может быть не пожелают..." Далее следуют описания 15 рисунков простейших гербов, ни один из которых не был выбран ни для первого построенного на реке Ори города (Орска), ни для перенесенного на новое место города-форпоста Оренбурга. Впрочем, и остальное герботворчество Бекенштейна осталось невостребованным так же, как и его геральдический труд.

Оглавление:
Городская геральдика в отечественной историографии. Что город — то герб.
Городская геральдика в отечественной историографии. Геральдист граф Франциск Санти - истоки российской геральдики.
Городская геральдика в отечественной историографии. Начало печатной истории.


  • вверх