НПО Геральдика - гербы, памятные медали, сувениры

Услуги

Продажа VIP-сувениров
Разработка гербов
Продажа гравюр на металле
Каталог
Главная
Продукция
Технология

Статьи:
Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов. Часть 1. ...
Городская геральдика в отечественной историографии. Что город — то герб. ...

Цены
Контакты
Офорты, гравюры
E-Mail: heraldry@rus.net

On-line консультация
Консультация по ICQ - Максим 257695345
(921)753-30-02

НПО Геральдика
Добавить в избранное

Заказать герб, копию пистолета, барельефа или коллекцию медалей!




при заказе сувенирной продукции на сайте - скидка 5%

Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов.

Оглавление:
Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов. Часть 1.
История европейской геральдики. Оружие - как герб. Часть 2.
Развитие герба, как юридического знака и социального символа. Часть 3.
История развития геральдики России. Знамя - как герб. Часть 4.
От эмблемы к гербу. История герба России. Часть 5.
Становление государственной и городской геральдики в Российской Империи. Часть 6.
История и формирование герба России. Часть 7.


... Затруднение представляют изображения на наших древних городских печатях и гербах. Отчего у Пскова, например, барс? Конечно, не оттого, что здесь когда-нибудь мог водиться этот зверь. Отчего Смоленск выбрал себе райскую птицу? Дать положительный ответ на этот вопрос невозможно... Несмотря, однако, на такую необъяснимость эмблем во многих городских гербах, возможна их история...

А.Б. Аакиер. Русская геральдика. СПб., 1855.

Еще совсем недавно лишь специалисты-гербоведы, историки, любители редкостей оперировали понятиями "геральдика", "герб". Сейчас они у всех на слуху благодаря "геральдическим" телевизионным передачам, многочисленным журнальным и газетным публикациям о родовых, а особенно, городских гербах. К историческим традициям возвращается не только общественное сознание. Гербы как особые отличительные знаки входят и в повседневную жизнь современной России: потомки дворянских родов восстанавливают семейные символы престижа, недворяне-бизнесмены, деятели искусства стремятся при помощи какой-то личной эмблемы выделиться из окружающих, заказывая себе герб. Особенно заметно оживилось возрождение городских традиций, среди которых приоритет получает символический отличительный знак — герб города.

Обращение к российскому прошлому, в частности, к городской символике, заслуживает безусловного одобрения, однако, часто старина прямо-таки фетишизируется, а современные любители истории без достаточных на то оснований "удревняют" или "воссоздают" многие реалии прошлого, тем самым искажая и без того многострадальную историю нашего Отечества. Против подобного подхода есть только одно средство — критическое изучение источников, позволяющее без натяжек и псевдопатриотизма относиться к истории России.

История российских городских гербов, несмотря на появившиеся в последние десятилетия научные разработки этой проблемы, все еще не воспринимается общественным сознанием достаточно четко — в контексте специфического государственного устройства Российской империи. Ряд шаблонов, культивировавшихся в худших образцах отечественной историографии, к сожалению, проник и в геральдическую литературу. Следование одному из подобных принципов — не упускать преемственности — заставляет не только искать истоки позднейших городских гербов в изобразительных сюжетах раннего средневековья, но и видеть прообразы гербов в боспорских царских знаках, в тотемных и астральных изображениях, в княжеских знаках Рюриковичей и т.д.

Обычно удревняют местный герб краеведы, искренне любящие свой город и желающие прославить его историю. Однако даже в работах, претендующих на научность, в ряде диссертаций, в учебных пособиях, справочниках и т.д. приводятся примеры "древних начал" отечественных гербов. Вот некоторые из них.

Киев, "мать городов русских", имеет герб: в голубом поле Архангел Михаил в серебряных одеждах с мечом и щитом. Подобная фигура содержится в Титулярнике 1672 г., наряду с другими эмблемами земель, царств, княжеств, выражая в наглядной форме титул русского государя. Для доказательства связи Архангела Михаила с Киевом в литературе XIX в. обычно использовался сюжет о печати — хрисовуле (золотой булле) при грамоте ИЗО г. Эта жалованная грамота, сохранившаяся до наших дней, была дана киевским князем Мстиславом Владимировичем и его сыном Всеволодом новгородскому Юрьеву монастырю. На печати, как считали, изображался Архангел Михаил, якобы покровитель Киева. Отсюда выводили и эмблему позднейшего киевского герба. В настоящее время доказано, что сохранившаяся при грамоте вислая печать изначально не имеет к ней отношения и принадлежит князю первой половины XIII в. Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), т.е. "моложе" грамоты на сто лет. К тому же святой воин на печати оказался Федором в композиции "чудо о змии". Это имя при крещении получил Ярослав Всеволодович.

Признав, что выводить происхождение киевского герба от данной печати "нет оснований", автор новейшего труда, посвященного гербам городов Левобережной Украины', тем не менее не желает отказаться от навязчивой идеи. В результате делается вывод: "Поскольку на печатях древнерусских князей как времени Киевской Руси, так и удельного периода постоянно фигурирует изображение Архангела Михаила, возможно, оно впоследствии послужило прототипом для изображения на киевском гербе". Однако и другие святые воины изображались на древнерусских княжеских печатях, например, Георгий, Федор, Димитрий Солунский, ибо являлись патронами князей, имевших отношение к Киеву. В то же время, например, великий князь тверской Михаил Ярославич (XIV в.) имел на своей печати образ Архангела Михаила, а эмблемой тверского княжества являлся сначала идущий медведь (печать Ивана IV, XVI в.), затем "престол", стул без спинки, на котором помещалась корона. Впоследствии подобная фигура составила тверской герб.

Так что древние корни герба Киева весьма проблематичны, как и другого старого русского города — Чернигова. Ссылаясь на археологические находки из Черной Могилы близ Чернигова, автор указанного труда берет за образец турий рог X в., в орнаментике которого можно увидеть птиц. Академик Б.А. Рыбаков предположил, что в серебряной оковке одного из рогов прослеживается сюжетика сказания о смерти Кощея Бессмертного в черниговских лесах. В сюжете просматривается вещая птица — "черный вран", которого можно принять и за орла. Сколько подобных птиц встречается в древнерусской орнаментике, в сюжетике украшений! Как правило, идентификации они поддаются с трудом. Тем не менее, предположение археолога принимается за утверждение, и вот уже готова версия о происхождении черниговского герба от одного из элементов орнамента, украшающего рогритон X в.

Подобные предположения, именуемые натяжками, несмотря на их научную несостоятельность, очень привлекают гербоописателей. Совсем недавно опубликована прекрасно иллюстрированная и интересная по подбору изображений смоленского герба книга "Герб Смоленска"5. Автор, стремясь доказать, что Смоленск задолго до первого русского гербовника — Титулярника 1672 г. имел неофициальный герб, выдвигает ряд версий его раннего появления, находя для "предгерба" Смоленска самые фантастические истоки — от геммы "крылатый фаллос" из берлинского музея до легенды о задумках смоленского князя Глеба Свя-тославича, который будто бы "мечтал о том времени, когда он взойдет на отцовский престол и прославит свое княжение собственным гербом". Фантазия автора книги о гербе Смоленска вопреки всяким научным представлениям о средневековой символике приводит его к чисто утилитарному объяснению эмблем якобы самого раннего российского городского герба: "Смоленск, город-крепость, должен быть грозен, а пушка лучше всего выражала его суть", "Гамаюн, как символ, выражал мечту смолян о мире, счастье, величии и процветании города". Менталитет жителей Смоленска XIV в., таким образом, в представлении автора тот же самый, что и у современного умельца, который творит герб подмосковному поселку, снабжающему столицу молоком, в виде коровьей головы и двух бидонов около нее.

Совсем уж неправдоподобно звучит заявка на первый русский городской геральдический символ санкт-петербургских археологов, осуществленная недавно ими через газету "Известия" (7 октября 1995 г.). Этот символ — стрела на крыльях — датируется IX-Х вв., когда его вырезали на "обломке ребра какого-то зверя". Очевидно, житель Старой Ладоги, хорошо поужинав или пообедав, обглодал кость и тут же сотворил городской герб в то время, когда в Западной Европе и слыхом не слыхали ни о каких гербах. По мнению санкт-петербургских археологов, это и был "герб Санкт-Петербурга - первой русской столицы"!

Подобных курьезов в отечественной историографии предостаточно, особенно почему-то они распространяются в настоящее время, когда любознательная общественность повернулась вдруг лицом к своей истории и, в частности, к таким еще недавно никому ненужным вещам, как гербы и символы.

Но если не творить чудеса в геральдике, а ответить на вопросы: что же такое герб, что такое символ города, когда он появился и зачем?

Оглавление:
Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов. Часть 1.
История европейской геральдики. Оружие - как герб. Часть 2.
Развитие герба, как юридического знака и социального символа. Часть 3.
История развития геральдики России. Знамя - как герб. Часть 4.
От эмблемы к гербу. История герба России. Часть 5.
Становление государственной и городской геральдики в Российской Империи. Часть 6.
История и формирование герба России. Часть 7.



полиграфическое услуги: копировальные центры
транцевые колёса для лодок ПВХ http://wellbuy.su/
Rambler's Top100 Rambler's TopShop НПО "Геральдика"
© 2002 г.