НПО Геральдика - гербы, памятные медали, сувениры

Услуги

Продажа VIP-сувениров
Разработка гербов
Продажа гравюр на металле
Каталог
Главная
Продукция
Технология

Статьи:
Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов. Часть 1. ...
Городская геральдика в отечественной историографии. Что город — то герб. ...

Цены
Контакты
Офорты, гравюры
E-Mail: heraldry@rus.net

On-line консультация
Консультация по ICQ - Максим 257695345
(921)753-30-02

НПО Геральдика
Добавить в избранное

Заказать герб, копию пистолета, барельефа или коллекцию медалей!




при заказе сувенирной продукции на сайте - скидка 5%

История европейской геральдики. Оружие - как герб.

Оглавление:
Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов. Часть 1.
История европейской геральдики. Оружие - как герб. Часть 2.
Развитие герба, как юридического знака и социального символа. Часть 3.
История развития геральдики России. Знамя - как герб. Часть 4.
От эмблемы к гербу. История герба России. Часть 5.
Становление государственной и городской геральдики в Российской Империи. Часть 6.
История и формирование герба России. Часть 7.


Начнем со слова "герб". В языках многих европейских стран оно является близким или идентичным слову "оружие": в немецком Waffen — оружие, a Wappen — герб, во французском Гагте — оружие, I'armoirie — герб, в английском arm — оружие, arm — герб, в испанском агта — оружие, агта — герб и т.д. Подобная этимологическая близость не случайна и свидетельствует, что герб имел отношение к военному снаряжению. Вот только в какую эпоху?

Римский воин со щитом

Обычай изображать различные знаки на воинских щитах и военных стягах известен еще у народов Вавилонии, Персии, Китая, Египта. В Древней Греции воины помещали на своих щитах фигуры льва, коня, пса, кабана, птиц, рыб. Различные знаки и символы имели римские легионы и когорты (воинские подразделения). Известны изображения норманского завоевания Англии в XI в., где можно видеть на щитах норманских и англосаксонских воинов различные знаки (кресты, ломаные и прямые линии, круги, птиц и зверей). Однако исследователи доказали, что эти фигуры представляют собой лишь декор, украшение и не связаны с личностью владельца шита, а тем более не являются наследственными.

Легко вооруженный западноевропейский воин. XI в.

Судя по изображению битвы 1066 г. при Гастингсе, где Вильгельм Завоеватель победил англосаксонского короля Гарольда, воины имеют шиты и шлемы, но еще легко вооружены. Телесная уязвимость при подобном вооружении воинов, особенно же королевских особ, которые сами принимали участие в сражениях (так известно, что уже упоминавшийся Гарольд умер после того, как огрела попала ему в глаз, а английский король Ричард Львиное Сердце скончался от раны в плечо), заставила обратить внимание на б/льшую защищенность тела и лица от ударов копьем, мечом и стрел. Особенно такая необходимость возросла в связи с грандиозными военными походами европейцев на Ближний Восток, так называемыми крестовыми походами. Напомню, что под этим названием известны семь военных походов (1096-1270). Их предприняли западноевропейские феодалы и католическая церковь якобы с целью освобождения от "неверных" (мусульман) "гроба Господня" и "Святой земли" (Палестины). В походах основную военную силу составляли рыцари — тяжеловооруженные конные воины, которые имели общий символ — крест (обычно красный на белом фоне). Для лучшей военной ориентации крестоносцы, закованные в броню и поэтому плохо узнаваемые в отличие от позднейших участников сражений, одетых в униформу, частью своего снаряжения сделали изобразительные знаки. Ведь закованный в броню всадник не мог быть узнанным даже товарищами по оружию, если на его щите, шлеме, на конском уборе не был помещен отличительный знак. В целях распознавания на поле боя конфигурация знака предельно упрощалась. Это могли быть яркие линии, по-разному расположенные на щите (впоследствии они составили геральдические фигуры), изображения цветов (чаще всего розы, лилии), зверей (льва, медведя, рыси), птиц (орла, цапли, лебедя). Для большей наглядности и лучшего восприятия издали эти предметы изображались в стилизованной форме, без деталей и, как правило, каждая фигура на плоскости помещалась одна. Выбор фигур для обозначения рыцаря, конечно же, не был случайным. Подбирались такие эмблемы, которые чаще всего выражали личные качества закованного в броню воина (смелость, честность, зоркость и т.д.). Иногда эмблема была "говорящей", т.е. соответствовала имени или прозванию рыцаря. А иногда выбирался такой знак, который свидетельствовал о деяниях или знаменательных событиях в жизни его владельца. Вот один пример. Крестоносный рыцарь Данглюр был пленен султаном Саладином (Салах-аддин). Султан выпустил его на свободу под честное слово, с тем что пленник отправится на родину и привезет султану свой выкуп. Данглюр честно исполнил обещание и вернулся к султану с выкупом. Саладин, оценив благородство рыцаря, вернул ему свободу и выкуп. В придачу он подарил Данглюру своего боевого коня с дорогой восточной сбруей, а Данглюр изобразил в своем личном знаке восточную конскую попону.

Рыцарь баннерет

Надо сказать, что соответственно выбирались и краски: эмблема должна была выделяться своим ярким цветом, видным издалека. Грамотность в средние века являлась достоянием немногих, избранных, поэтому условные знаки воспринимались лучше, чем какие-либо надписи или другие обозначения. Необходимость в них на поле боя, например, сделала подобные знаки необходимым элементом рыцарской экипировки. Знак становился принадлежностью владельца воинской экипировки, которая стоила довольно дорого и как бы срасталась с ее обладателем.

По окончании крестового похода особые отличительные знаки каждого рыцаря следовали за ним по жизни. Без них не обходились особо любимые рыцарями игры — рыцарские турниры, которые были и спортивными состязаниями и одновременно подготовкой к новым военным походам. Эти турниры проводились по определенным правилам, которые формировались в соответствии с рыцарскими кодексами — храбрость в бою один на один соседствовала с милостью к побежденному. Трудно себе представить приехавшего на турнир рыцаря, полностью скрытого под броней и несущегося с копьем навстречу себе подобному, без собственного знака, отличного от знака соперника. По этому знаку и узнавали рыцаря, демонстрировавшего перед собравшимися свою силу, умение владеть оружием. Если рыцарь побеждал в турнире, его знак — герб так же восхвалялся, как и он сам.

После первого крестового похода обычай передавать по наследству военный щит со знаком начинает распространяться по всем европейским странам. Вместе со щитом передавался по наследству и герб. В течение XII в. и в начале XIII в. гербы как военные знаки, являвшиеся частью воинского снаряжения, утвердились практически во всех странах, участвовавших в походах — Англии, Франции, Германии, Испании, Италии, а затем их приняла и шляхта таких стран, как Чехия, Польша. Герб из личного военного знака превратился, таким образом, в наследственный. Он становится признаком благородного происхождения, свидетельствующим об исключительном положении в обществе его владельца. Привилегии, которые имел единоличный владелец герба, отныне вместе с гербом передавались его семье, всему роду как наследство. Новое качество военного знака отразилось в немецком термине Erbe — наследство, и это название утвердилось в славянских языках: erb — в чешском, herb — в польском, откуда как "герб" вошло и в русский язык.

Рыцарский турнир. XV в.
  • увеличено
  • Отличительные рыцарские знаки, несмотря на их многообразие, приобретали все более определенную форму. Она закреплялась на первых порах негласными правилами, позже эти правила составили систему, которая разрабатывалась в течение нескольких веков, а затем возникла наука — геральдика. Правила составления герба, лежавшие в основе этой науки, появились позднее, чем сами гербы, примерно, в XIII в. в результате деятельности герольдов (старонемецкое — heriwal-to, Hari(o)walt, Hariowaldus - знаток родовых тотемов и символов), давших имя геральдике. В большинстве случаев это были лица из придворного штата короля или другого крупного феодала, например, герцога, имевшие часто военное звание или исполнявшие поручения дипломатического свойства. Им поручалось также проводить придворные торжества и церемонии (впоследствии герольдов называли еще церемониймейстерами), в том числе и турниры. Они должны были знать по именам рыцарей, особенно их знаки — гербы.

    Изображение герольда Священной Римской империи

    Во время турнира герольд призван был "прочитать" знак рыцаря, принимавшего в нем участие. Это он делал при помощи своеобразного, так называемого геральдического языка, который был понятен присутствующим. Специальный язык, по-видимому, изобрели сами герольды, а появляется он именно в эпоху крестовых походов и турниров. Этот язык звучит в рыцарских романах, в западноевропейских летописях-хрониках, в стихах, балладах, прославляющих подвиги рыцаря и его герб. Герольды же создавали и правила, по которым конструировался герб. Он как бы представлял рыцаря, но только в графически-символическом выражении.

    Конечно же, в период крестовых походов и турниров герб выглядел по сравнению, например, с гербами XVI—XVII вв. более простым, приближенным к военному атрибуту рыцаря. И оглашать, или описывать его герольду поэтому было просто. Описание герба называется блазонирова-нием. С этим термином можно встретиться в дореволюционной отечественной литературе. По наиболее принятому толкованию слово "блазони-рование" произошло от немецкого глагола blasen — "трубить" (в рог). Выходу герольда перед турниром предшествовал звук трубы или рога. Трубили помощники герольда (персеванты), одетые в особые одежды с изображением гербов. А герольды, убедившись, что участник поединка принадлежит к рыцарству и имеет лично принадлежащий ему герб, во всеуслышание блазонирова-ли, т.е. описывали его.

    Герольды делали для собственного употребления заметки, записи, из которых впоследствии и составились первые гербовники. Наиболее ранние гербовники существуют в двух видах: описательные и с сопровождением черно-белых изображений гербов, которые со временем начали раскрашиваться теми же герольдами. Самые ранние подробные записи известны с XIII в., в XIV — XVI вв. гербовники имелись практически во всех европейских странах.

    Роль герольдов в жизни западноевропейского общества была необыкновенно велика. Появились и специальные геральдические службы — герольдии. Во Франции подобную службу создал в начале XV в. король Карл VI, в Англии, где в документах герольды упоминаются уже в конце XII в., король Ричард III в XV в. издал специальную грамоту, в которой устанавливал их права и обязанности. Геральдические структуры были довольно сложными, в них тщательно соблюдалась иерархия от главы — короля герольдов до гербового пажа.

    До сегодняшнего дня существуют герольдии в таких странах, как Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Голландия, Бельгия, Испания и др.


    Статьи:
    Герб - геральдика, происхождение и история гербов старинных русских городов. Часть 1. ...
    Городская геральдика в отечественной историографии. Что город — то герб. ...


    полиграфическое услуги: копировальные центры
    транцевые колёса для лодок ПВХ http://wellbuy.su/
    Rambler's Top100 Rambler's TopShop НПО "Геральдика"
    © 2002 г.